Европейская Модель совершенства — EFQM Excellence Model

разработана Европейским фондом управления качеством (European Foundation for Quality Management)
при содействии Европейской Комиссии.
Модель совершенства оценивается по девяти фундаментальным критериям и 32 подкритериям и всесторонне описывает «идеальную» организацию.

Критерии Модели объединены в две группы:
первая — 5 критериев, которые описывают подходы в деятельности организации для достижения результатов
 лидерство,
 политика и стратегия,
 персонал,
 партнерство и ресурсы,
 процессы;

вторая — 4 критерия по результатам, которые достигает организация за счет использования указанных подходов в отношении
 потребителей,
 персонала,
 общества,
 основных деловых результатов
.

«Идеальная» организация, в соответствии с Моделью, условно оценивается максимумом в 1000 баллов. Лучшие фирмы Европы, такие как TNT, Siemens, Opel, Volvo, Nokia и другие, на сегодня достигают 700-750 баллов. Модель совершенства, которую сначала применяли лишь как инструмент для выявления лучших европейских компаний-образцов для подражания, в последнее время широко используется также для определения и признания уровней совершенства любых организаций (в том числе частных) с целью их привлечения к процессам последовательного и постепенного усовершенствования. Это обеспечивается введением Схемы уровней совершенства EFQM, которая используется в престижном европейском конкурсе по качеству.
Схемой введены три верхних уровня совершенства, которые подтверждаются Европейской наградой качества (победитель, призер и финалист), а также два уровня не конкурсного характера: «Признание совершенства в Европе» (свыше 400 баллов) и «Признание стремления к совершенству» (оценивание осуществляют подготовленные валидаторы по специальной методике, но без определения баллов).

Европейская награда качества рассчитана на самые совершенные организации Европы. Включаться в борьбу за Европейскую награду качества целесообразно только наилучшим предприятиям.

Признание совершенства в Европе рассчитано на предприятия, которые достигли уровня совершенства ведущих организаций Европы.
Как правило, характерным для этих предприятий является:
— использование самооценки по Модели совершенства для усовершенствования;
— наличие общефирменной программы усовершенствования, ее пересмотр и развитие;
— измерение и анализ показателей, которые характеризуют все стороны деятельности предприятия, включая удовлетворенность потребителей и персонала;
— положительные тенденции большинства показателей за три и более лет;
— позитивные результаты сравнения собственной деятельности с другими лучшими организациями;
— разветвленная система развития и привлечения персонала;
— разветвленная система партнерских отношений с потребителями и поставщиками;
— регулярный пересмотр основных подходов, которые применяются для совершенствования своей деятельности.
Основные требования к предприятию: провести самооценку и оформить материалы представления по Модели совершенства, а также принять группу экспертов для ознакомления с предприятием.
В случае подтверждения совершенства на уровне 400 балов и выше предприятие получает сертификат EFQM «Признание совершенства в Европе».

Признание стремления к совершенству рассчитано на предприятия, которые находятся в начале пути к совершенству, с целью помочь им понять свой текущий уровень организации управления, определить и реализовать приоритеты для совершенствования. Этот уровень связан с практическим подходом, благодаря которому можно улучшить свой опыт и знание Модели совершенства EFQM и концепций TQM.
Основные требования к предприятию: провести самооценку по Модели совершенства EFQM, оформить протоколы самооценки. На базе самооценки разработать не меньше трех проектов по усовершенствованию и реализовать не меньше двух из них. Принять 1-2 экспертов для проверки реализации усовершенствований.
Предприятия, которые во время визита экспертов продемонстрируют внедрение запланированных усовершенствований, получают сертификаты «Признание стремления к совершенству».

В Европейскую модель совершенства органично вписывается система менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2008, при наличии которой существенно повышается уровень совершенства компании.
В Модели совершенства EFQM предусмотрено также применение логики RADAR: планирование результатов; разработка подходов для достижения результатов; применение подходов; оценка и пересмотр последствий реализации подходов на основе наблюдений и анализа достигнутых результатов, при необходимости — внедрение усовершенствований.

Украинской ассоциацией качества для отечественных предприятий разработана более широкая пирамида организационного совершенства, которая интегрирована со Схемой уровней совершенства EFQM и предусматривает такие уровни совершенства:
— признание стремления к совершенству (без баллов);
— начало пути к совершенству в Украине (от 100 баллов);
— на пути к совершенству в Украине (от 200 баллов);
— признание совершенства в Украине (от 300 баллов);
— признание совершенства в Европе (от 400 баллов);
— финалист Украинского национального конкурса качества (от 400 баллов);
— лауреат Украинского национального конкурса качества (от 450 баллов);
— победитель Украинского национального конкурса качества (от 500 баллов);
— финалист конкурса качества стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) (от 450 баллов);
— лауреат конкурса качества стран ЦВЕ (от 500 баллов);
— победитель конкурса качества стран ЦВЕ (от 550 баллов);
— финалист Европейского конкурса качества (от 550 баллов);
— призер Европейского конкурса качества (от 650 баллов);
— победитель Европейского конкурса качества (от 700 баллов).

Награды и сертификаты участникам конкурсов вручаются на ежегодных Международных форумах «Дни качества в Киеве», проводимых под эгидой Европейской организации качества и Кабинета министров Украины.
Информация о предприятиях, успешно продвигающихся на пути к совершенству, регулярно публикуется в специализированных изданиях Украинской ассоциации качества.