CERTICOM    
 

Техническое регулирование, подтверждение соответствия, стандартизация

Национальная система технического регулирования развивалась согласно Концепции государственных систем стандартизации, метрологии и сертификации, принятой Кабмином в мае 1992 г. С тех пор Украина стала членом международных организаций по стандартизации ISO и IEC, членом-корреспондентом Международной организации законодательной метрологии (OIML) и Европейского комитета по стандартизации (CEN). Украина присоединилась к Кодексу добровольной практики по подготовке, принятию и внедрению стандартов в рамках Соглашения о технических барьерах в торговле Всемирной торговой организации (ВТО).

В июле 1993 г. была введена в действие Украинская государственная система сертификации продукции - УкрСЕПРО. Она позволила ограничить доступ на украинский рынок большого количества потенциально опасных отечественных и импортных товаров, защитив людей от ущерба, а производителей — от недобросовестной конкуренции.
Вместе с тем, в связи со вступлением в ВТО и интеграцией с ЕС, национальная система технического регулирования требует модернизации. В процессе реформирования должны быть достигнуты такие цели. Профильное законодательство должно быть гармонизировано с требованиями ВТО и ЕС. Кроме того, нужно внедрить полный массив европейских и международных стандартов и оптимизировать инфраструктуру системы технического регулирования (в том числе создать систему подготовки кадров).Наконец, необходимо создать эффективную систему надзора над безопасностью товаров и услуг. Адаптация национальной системы к международным требованиям уже началась — после принятия в мае 2001 г. законов «О стандартизации», «О подтверждении соответствия» и «Об аккредитации органов по оценке соответствия».

Европа шла к действующей ныне системе технического регулирования долго. В 1973 г. Совет Европы принял Директиву по низковольтному электрическому оборудованию (73/23/ЕЕС с изменениями 93/68/ЕЕС), в которой впервые по отношению к большому сегменту рынка отказались от подробного регулирования требований технической безопасности на уровне вторичного права ЕС (директив и регламентов). Напомним, что регламенты подлежат прямому использованию, тогда как формат внедрения директивы страна может выбирать.
Следующим шагом стало решение Совета Европы от 7 мая 1985 г. о Новом подходе к технической гармонизации. Он основан на следующих фундаментальных принципах. К ряду продукции директивы ЕС определяют только основные обязательные требования по безопасности. Это существенные технические требования, которые являются результатом международных договоренностей. Отказ от подробного регулирования компенсируется отсылками, в частности, на гармонизированные европейские стандарты. Так, только под требования 22 европейских директив в «Официальном журнале Европейской комиссии» опубликован перечень из 2233 европейских стандартов, соответствующих этим требованиям. Такая совместимость означает презумпцию соответствия требованиям директив. Однако использование самих стандартов является добровольным.
В целом, в Европе примерно 75% продукции, которая находится на рынке, подпадает под техническое регулирование, в том числе 20% — под действие директив Нового подхода. Основная суть этих директив — минимизация вмешательства госорганов в работу бизнеса. Их роль сводится исключительно к контролю безопасности продукции. Чем выше уровень опасности от использования продукции, тем выше уровень вмешательства государства. Однако право предприятия на самостоятельность не означает вседозволенности. Они должны знать и применять принятые правилаигры. Действие 22 тыс. директив Старого подхода распространяется на 30% продукции. Они устанавливают для каждой продукции очень подробные технические условия и требования к испытаниям, преимущественно применяются к переработанным сельскохозяйственным продуктам, химическим веществам, фармацевтической и косметической продукции, телекоммуникациям и дорожным средствам. Наконец, 25% продукции подпадают под национальное законодательство.
В 1993 г. Совет Европы ввел Глобальный подход, направленный на максимальное упрощение процедуры доказательства соответствия, который основан на модульном подходе. Модули (их восемь.— A, B, C, D, E, F, G, H), или их комбинации используют в зависимости от вида продукции, явления (например, электромагнитная совместимость), степени риска, анализа результатов испытаний и т.д. Из восьми модулей только в трех соответствие подтверждается сертификатом, выданным третьей стороной,— уполномоченным и независимым от производителя и потребителя органом. Это сертификат типа продукции, сертификат одиночного изделия (например, прокатный стан) и сертификат на партию продукции.
Для прочих пяти модулей основным документом подтверждения продукции является декларация производителя (поставщика) о ее соответствии установленным требованиям по безопасности для людей, их имущества и окружающей среды. Используется несколько видов декларации. Их классификацию можно проводить по разным признакам — по участникам, по модулям оценки соответствия, по объекту декларации и т.д. В Европе декларация о соответствии означает как документ, подтверждающий соответствие, так и непосредственно процедуру оценки соответствия.
Продукция, безопасность которой доказана на основе Нового и Глобального подходов, маркируется пометкой СЕ. Тем самым производитель гарантирует соответствие изделий требованиям директив, действие которых распространяется на эту продукцию. Это является достаточным условием для доступа продукции на рынок стран-членов ЕС, а также в большое количество других стран мира. В ЕС директивы, основанные на принципах этих подходов, разрабатываются лишь тогда, когда в них возникает необходимость (прецедент), обусловленная высокой опасностью товара, который присутствует на рынке ЕС.

Украина
Соответствие украинской системы технического регулирования международным нормам позволит украинским экспортерам улучшить доступ на рынок членов ЕС, который объединяет свыше 460 млн. потребителей. Кроме того, речь идет еще о трех государствах — Исландии, Лихтенштейне и Норвегии — которые входят в Европейскую экономическую зону (EEA) и Европейскую ассоциацию свободной торговли (EFTA). Членом последней является также Швейцария. А такие страны, как Турция и Хорватия, хоть и не входят в ЕС, уже либо приняли его законы, стандарты и процедуры оценки соответствия, либо находятся в процессе их принятия.
Закон «О подтверждении соответствия» впервые ввел в украинскую практику понятие «технический регламент подтверждения соответствия». Принятый в декабре 2005 г. закон «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» заменил этот термин словосочетанием «технический регламент». По определению, взятому из словаря ISO/EIC, «технический регламент — это принятый органом государственной власти нормативный документ, который предусматривает обязательность правовых положений и содержит технические требования к продукции, процессам и услугам непосредственно в техническом регламенте или путем отсылок на стандарты или воспроизведения их смысла».
В Украине технические регламенты должны быть построены на соответствующих европейских директивах. В частности, регламенты должны содержать описание видов продукции, которые подлежат обязательному подтверждению соответствия, требования безопасности для жизни и здоровья людей, а также имущества и окружающей среды, а главное — процедуры подтверждения соответствия этим требованиям, правила маркировки и введения продукции в оборот. Также этот документ устанавливает форму, содержание и срок хранения декларации о соответствии. Под каждый утвержденный регламент должен публиковаться перечень национальных стандартов, которые являются базой для выполнения требований регламента.
По состоянию на 1 января 2007 г. в Украине действовало 3687 национальных стандартов, гармонизированных с международными и европейскими и разработанных путем прямого перевода, и еще 20, гармонизированных методом «обложки». Это лишь 22% от потребностей.
С учетом требований европейских директив на основе Нового и Глобального подходов (с изменениями, которые обусловлены украинскими нормативными документами), в Украине действует ряд технических регламентов. К ним утверждены перечни национальных стандартов, которые в случае применения (добровольного) будут служить доказательством соответствия требованиям регламентов. После внедрения технических регламентов продукция, которая подпадает под их действие, исключается из перечня продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине.
Внедрение утвержденных технических регламентов осуществляется постепенно, начиная с 2007 г. Переходный период обусловлен необходимостью подготовки производства, разработкой соответствующих гармонизованных стандартов, организацией эффективного рыночного надзора (включая мониторинг рынка) и подготовкой производителей (поставщиков) в процедуре декларирования продукции относительно безопасности.

Перспективы
Для адаптации украинской системы технического регулирования к европейским стандартам, нормам и правилам в мае 2006 г. Кабмин утвердил соответствующую Концепцию на 2006-2010 гг. Документ, в частности, предусматривает выполнение (в рамках Плана действий Украина — ЕС) требований о свободном перемещении промышленной продукции на рынок ЕС. С целью реализации этого плана в части «Стандарты, техническое регулирование и оценка соответствия» в декабре 2005 г. Госпотребстандарт Украины и Генеральный директорат (ГД) Европейской комиссии «Предпринимательство и промышленность» договорились о сотрудничестве.
Договоренность предусматривает меры, которые необходимо принять в рамках подготовки к подписанию с ЕС Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции (ACAA, Agreement of conformity assessment and acceptance of industrial products). Такие соглашения Евросоюз подписывал с кандидатами на членство в ЕС и странами Средиземноморья. Они дали продукции, которая подпадала под их действие, возможность свободного перемещения по внутреннему рынку ЕС без дополнительных испытаний и процедур оценки соответствия. Причем украинская продукция может подпадать под два типа законодательства ЕС, которое регулирует промышленную продукцию,— под директивы как Нового, так и Старого подхода.
По согласованию с европейцами Киев определил приоритетные секторы украинской промышленности, по которым будет происходить присоединение к ACAA в первую очередь. А именно: низковольтное оборудование, машины и механизмы, простые посудины, которые работают под давлением, электромагнитная совместимость. Чтобы ускорить внедрение в Украине европейских директив по этим направлениям, Еврокомиссия решила предоставить нашей стране техническую помощь по краткосрочной программе TAIEX (Technical assistance information exchange instrument).
Европа тоже не стоит на месте. Как заявил Мишель Айраль, директор ГД «Предпринимательство и промышленность», под руководством Еврокомиссии начался пересмотр всего массива законодательства, действующего в ЕС, с целью его усовершенствования и упрощения для удобства использования. В рамках этого процесса идет ревизия Нового и Глобального подходов, которые будут объединены и получат название Новый глобальный подход. Объектом пересмотра стали также и директивы Нового подхода. Они в целом неплохо себя зарекомендовали, но разрабатывались в 80-90-х, когда еще не было необходимого опыта. Однако в пересмотренных директивах подходы остались прежними, различия между старыми и новыми версиями директив будут незначительными.
Внедрение украинских технических регламентов совпадает с пересмотром европейских директив, на основе которых разрабатывались регламенты. «Если вы принимаете гармонизированные стандарты в качестве национальных, пересмотреть и принять новые версии регламентов будет несложно»,— заявил господин Айраль, обращаясь к украинским властям.

Каждая из стран ЕС сама выбирает систему контроля и наблюдения за рынком. Но основные подходы координируются на уровне Еврокомиссии. Как правило, надзор осуществляется по статистическим данным о несчастных случаях (например, от пожаров и ударов электрическим током), жалобам потребителей и представителей промышленности, сообщениям из других стран, а также по информации из таможенных органов. Впрочем, во многих случаях таможня не помогает — она больше занята поиском оружия и наркотиков, нежели — контрафактной продукции.
Несмотря на все меры, сейчас на европейском рынке обращается до 30% потенциально опасной продукции, которая хоть и имеет метку «СЕ», но часто без адреса компании, которая ее произвела. Но когда компанию найдут, ее репутация пострадает. Контролирующие органы обязывают таких недобросовестных производителей публиковать соответствующие объявления в популярных изданиях. Причем до тех пор, пока опасная продукция не исчезнет с рынка. Причем за свой счет. А такие объявления в странах ЕС стоят чрезвычайно дорого.
С целью усовершенствования законодательства в сфере технического регулирования на основе европейской директивы 2001/95/ЕЕС был разработан проект закона «О государственном рыночном надзоре». Он должен создать условия для введения в оборот продукции, которая соответствует требованиям безопасности. Госпотребстандарт разработал и утвердил Порядок декларирования соответствия продукции с низким уровнем рисков для жизни и здоровья потребителей. Кроме того, комитет подготовил Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Этот перечень, в который на первом этапе вошло свыше 30 видов продукции, согласован со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами и сейчас находится на регистрации в Министерстве юстиции.


© Сертиком,
2006-2012
Главная | Предлагаемые услуги | Системно-процессное управление | Практические рекомендации - ISO 9001 | Полезная информация | НАССР - пищевая отрасль | О сертификации | Наши клиенты | Интересные сайты |