CERTICOM    
 

О системах менеджмента

Эффективный бизнес для его владельцев – это, во-первых, обоснованный выбор идеи бизнеса и, во вторых, управление ее воплощением.

Управление бизнесом – это краеугольный камень его эффективности. Мировая практика менеджмента привела к созданию специальных стандартов в области менеджмента, в которых установлено, что "для совершенствования деятельности организации и обеспечения выгоды ее заинтересованным сторонам стратегической целью организации должно являться постоянное улучшение ее процессов. Деятельностью по постепенному постоянному улучшению процессов следует управлять, чтобы понимать ее последствия. Вовлеченных работников организации надо наделить полномочиями, технической поддержкой и необходимыми ресурсами для изменений, связанных с улучшением".

В качестве подтверждения существенности проблем менеджмента для обеспечения эффективности бизнеса можно привести стандарт ISO 9004:2009. В части требований к менеджменту организаций этим стандартом предписывается следующее:

4.1 Менеджмент систем и процессов

Для успешного руководства и управления организацией необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто. Чтобы добиться успеха, следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента, разработанную с целью постоянного улучшения результативности и эффективности деятельности организации, учитывая потребности заинтересованных сторон. Менеджмент организации наряду с другими аспектами включает менеджмент качества.
Высшему руководству необходимо создать организацию, ориентированную на потребителя, посредством:
а) определения систем и процессов, которые можно было бы отчетливо понимать, подвергать менеджменту и улучшать для повышения результативности и эффективности;
b) обеспечения результативной и эффективной работы, управления процессами и измерениями, а также использования данных для определения удовлетворительной работы организации.


В Украине при наличии большого количества индустриальных гигантов и средних предприятий еще только зарождаются традиции управления бизнесом. Только начинает происходить переосмысление цепочек ценностей, привыкание к неизбежности ориентирования на спрос, перенацеливание всех систем управления бизнесом на процессные подходы. Поэтому ощущается настоятельная потребность в построении на предприятиях СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА как в сфере планирования (стратегического, оперативного, бизнес-планирования), так и в сфере управления и контроля над процессами. Поэтому украинским руководителям крайне необходимо скорейшее освоение мирового опыта понимания концепций управления, умения использовать на практике конкретные наработанные и оправданные жизнью схемы ведения бизнеса, применения стандартных управленческих решений.

Вместе с тем стандартность требований и схем не подразумевает стандартность управленческих решений. Системы управления разных предприятий всегда разрабатываются с учетом их конкретных особенностей и в деталях не могут быть перенесены из одного предприятия на другое в силу множества внутренних причин, даже если владелец обоих предприятий – одно и тоже лицо. Прямое тиражирование здесь невозможно и недопустимо. Однако, решая задачи повышения эффективности бизнеса, а особенно установления устойчивых партнерских отношений, неизбежно приходим к необходимости следования приведенным выше стандартным принципам.

Наикратчайший путь для реализации этих задач в условиях Украины – это построение общей модели развития предприятия путем разработки и воплощения ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. В программе должны быть отражены как вопросы реинжиниринга бизнес-процессов предприятия, так и вопросы реструктуризации его систем управления. Если программа реинжиниринга будет предопределять революционный путь развития предприятия, то это предполагает, как правило, привлечение значительных инвестиций. Но внешнее инвестирование можно привлечь только тогда, когда блестяще разработанные бизнес-планы будут подкрепляться повседневной практикой эффективного и прозрачного менеджмента. Только в этих условиях риски потенциального инвестора будут минимальны, и он может принять решение о вложении средств.

Эффективный и прозрачный менеджмент – это КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛЯРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА, построенная и действующая на предприятии, которая охватывает все системы управления, необходимые данному предприятию (организации, учреждению) для успешного ведения бизнеса, обеспечивает их взаимную увязанность, саморегулируемость без внешнего вмешательства, а также их саморазвитие.

В такую Систему входят системы менеджмента различных направлений: управления производством, планированием (в т. ч. стратегическим), маркетингом, качеством (в т. ч. по требованиям ISO 9001), персоналом, снабжением (закупками), сбытом (продажами, в т. ч. консигнацией и розницей), запасами (в т. ч. логистика), расчетами (в т. ч. биллинговая система), себестоимостью, автотранспортом, делопроизводством, информацией (ИАСУ), финансами (бюджетами, денежными потоками, инвестициями), рисками, развитием, инновациями, проектированием, внешнеэкономической деятельностью, экологией и другие, необходимые предприятию для успешного ведения бизнеса.

Такая Система должна обеспечивать процессу управления непрерывный характер, регулярность, при которых все необходимые управленческие функции сбалансированы и распределены между исполнителями, каждый менеджер знает и отвечает за осуществление конкретного набора функций, которые составляют зону его ответственности и в которой только он уполномочен принимать решения и отвечать за них, должна работать система регулярного отслеживания реализации каждой функции, своевременно приниматься меры по обеспечению их исполнения, устраняться любые объективные основания к возникновению неопределенности функций или их исполнителей. Таким образом, система в состоянии обеспечить сбалансированность и обязательность исполнения всех управленческих функций, четкое разграничение зон ответственности исполнителей, автоматическое срабатывание других функций для устранения случаев невыполнения какой-либо из них.

Предприятия в Украине с такими Системами есть, а следовательно, есть и опыт выстраивания таких Систем. Как правило, это предприятия, владельцами которых являются иностранные компании. Для них важно, чтобы система менеджмента была формальной, сбалансированной, понятной и эффективной. Приобретя предприятие в Украине, серьезный инвестор первым делом заботится о его управляемости. Именно так он обеспечивает стабильность своего бизнеса.

Однако гораздо чаще руководители украинских предприятий, пытаясь обеспечить стабильность работы предприятия, а главное – достойно представить себя в глазах иностранных партнеров, трансформацию систем управления понимают как внедрение только системы менеджмента качества (СМК) или одной из информационных автоматизированных систем управления (ИАСУ). Само по себе это явление положительное, поскольку, например, СМК включает значительную часть большинства из основных перечисленных выше систем, а ИАСУ поддерживает практически все системы менеджмента.

Уже общеизвестно, что без СМК, сертифицированной по ISO 9001, невозможно выиграть ни один международный тендер, даже в России. Но вместе с тем следует учитывать, что перекладывание всех задач менеджмента на СМК, перегружает ее несвойственными ей задачами, поэтому к ней необходимо подключать системные блоки управления финансами, инвестициями, стратегическим планированием и другие для обеспечения полной комплексности управления. В то же время ИАСУ – это только отражающая, формализующая и ускоряющая система, но ни в коем случае не упорядочивающая и тем более не управляющая. Поэтому внедрять ИАСУ на предприятии, на котором вся система менеджмента далека от совершенства, а тем более, если до этого вопросами комплексной реструктуризации "старой" системы управления никто не занимался, – это все равно, что автоматизировать хаос.

Комплексный подход к разработке, реализации и корректировке ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ может обеспечить его бизнесу стабильность, непрерывность, надежность, взвешенность управленческих решений, защиту от недобросовестных внешних партнеров и неумелых действий собственных управленцев, а также планомерность обновления бизнеса, его реинжиниринг и соответствующую реструктуризацию его СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА. А сертификация СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА откроет дорогу и обеспечит преимущества на внешнем рынке, особенно при участии в международных тендерах.

Система менеджмента качества – исключительно управляющая система, т.е. система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, которая подкреплена соответствующей организационной структурой, подходами, процессами и ресурсами. При этом термин «качество» в наименовании системы означает применение руководством и менеджментом профессиональных принципов и средств обеспечения качества в управлении компанией.

Система менеджмента качества всегда должна быть составной частью общей системы управления и руководства компанией. Высшее руководство играет ведущую роль в достижении требуемого качества в масштабах всей компании. К числу основных задач руководства, относятся бизнес-планирование, контроль и совершенствование работы предприятия, которые должны осуществляться систематически и соответствовать целям и задачам компании и принятой в ней практике руководства.

Для интегрирования менеджмента качества на оперативном уровне важно обеспечить эффективное управление производственными процессами, применяемыми в компании. Это обусловлено тем, что качество непосредственно зависит от эффективности этих процессов и составляющих их операций, от организации информационных потоков между процессами и операциями в ходе реализации продукции. Таким образом, качество в режиме реального времени определяется настройкой производственных процессов, применяемыми методиками и работой персонала.


Эффективное внедрение стандартов ИСО серии 9000 в реальных условиях деятельности компании должно базироваться на следующих основных принципах:

- комплексность – менеджмент качества должен охватывать все стороны деятельности организации с использованием соответствующих показателей качества;

- интегрированность – не следует создавать изолированные системы менеджмента качества, поскольку все процедуры, относящиеся к управлению качеством должны быть составными частями общей системы руководства и управления предприятием;

- системность – должны быть идентифицированы, изучены и подлежать  управлению все взаимосвязанные процессы деятельности компании, направленные на решение установленных задач обеспечения ее конкурентоспособности;

- последовательность – различные характеристики, применяемые для менеджмента качества в различных областях деятельности компании, должны быть совместимыми и увязанными между собой;

- адресность – цели, задачи и стратегия в области обеспечения качества должны быть доведены до всех сотрудников организации и поняты ими.


© Сертиком,
2006-2012
Главная | Предлагаемые услуги | Системно-процессное управление | Практические рекомендации - ISO 9001 | Полезная информация | НАССР - пищевая отрасль | О сертификации | Наши клиенты | Интересные сайты |