CERTICOM    
 

Социальные институты -

исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Приспосабливаясь к окружающей среде, общество эволюционно вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей; эти инструменты и называются социальными институтами.

Одну из первых трактовок, признаваемых до сих пор, представил Веблен Т. (1857-1929, США) в 1899 году в книге "Теория праздного класса", где он рассматривает эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов, которые по своей природе не отличаются от обычных способов реагирования на стимулы, создаваемыми внешними изменениями.

По мнению Бовье Л. (Bouvier L.F., США), социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей, это культурно санкционированный способ выполнения совокупности работ. Его составляют взаимодействующие индивиды, которые участвуют в институте через механизм социальных статусов.

Социальный институт представляет собой:
 - ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы,
 - совокупность обычаев, традиций и правил поведения,
 - формальную и неформальную организацию,
 - совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений,
 - обособленный комплекс социальных действий.

По классификации Миллса Р. социальные институты подразделяются на пять главных (фундаментальных) типов в зависимости от их предназначения:
 - институт семьи и брака (потребность в воспроизводстве рода);
 - политические институты, государство (потребность в безопасности и социальном порядке);
 - экономические институты, производство (потребность в средствах существования);
 - институты образования, включая науку и культуру (потребность в получении знаний, подготовке кадров);
 - институты религии (потребность решения духовных проблем).


Социальная организация -

это свокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически связанных между собой для достижения результатов, недостижимых для отдельного индивида; это структура, предназначенная для координации деятельности двух и более людей путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели; это такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.

Социальная организация представляет собой совокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов), выполняемых функций (ролей), форм деятельности, отношений и связей работников, объединенных в систему благодаря каналам коммуникации. Кроме того, социальная организация – это и целевая группа, т.е. объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей упорядоченным образом.
(Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. 2003)


Спрос -

это форма выражения реальной потребности, представленной на рынке, обеспеченная соответствующей суммой денежных средств покупателей, которые, имея эту потребность, могут стать потребителями, совершив акцию "купли-продажи".
(Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. 2001. РИА "Стандарты и качество", с.34)


Стимулирование -

(от лат. stimulus - стрекало, погоняло) – прямое или косвенное принуждение к совершению нужного действия. Прямое принуждение – это применение или угроза применения непосредственного физического воздействия на человека. Косвенное – это применение и обещание применения различного материального вознаграждения за совершение нужного действия (положительное стимулирование). Разновидностью косвенного принуждения может быть угроза лишения вознаграждения за ранее выполненные действия (отрицательное стимулирование).
(Королев В.А.)

Статья "Стимулирование и мотивация".


Структура -

совокупность устойчивых связей объекта (или системы), обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
(БСЭ)

© Сертиком,
2006-2012
Главная | Предлагаемые услуги | Системно-процессное управление | Практические рекомендации - ISO 9001 | Энциклопедия | НАССР - пищевая отрасль | О сертификации | Наши клиенты | Интересные сайты |