CERTICOM    
 

Какую прибыль приносит сертификация ISO 9001

Франк Стир, предыдущий президент Европейской организации по качеству (EOQ), считает любой из стандартов ISO 9000, регламентирующий системы менеджмента качества, весьма ценным, но отнюдь не единственным инструментом в борьбе за эффективность и качество. Каждая модель управления должна в максимальной степени отвечать нуждам организации и повышать ее конкурентоспособность. Об этой простой истине нередко забывают. Возможности стандартизации имеют естественный предел.
Стандартные системы качества всегда были излишне бюрократичны. Высший менеджмент компаний не отличался особой преданностью идее, а менеджеры среднего звена и "ответственные за качество" просто не владели процессами управления. К тому же на протяжении многих лет ISO 9000 рассматривался как стандарт производящих компаний, и его успешное применение в сфере услуг и общественном секторе было, в лучшем случае, фрагментарным.
Существуют и другие проблемы. Стандарт ISO 9000 подвергался нападкам из-за того, что не стимулировал улучшений в работе. Компания, сдав необходимый "аудиторский минимум", тотчас же забывала о непрерывном совершенствовании, а положения стандарта никак не поощряли менеджеров осуществлять принципы последовательного развития.
По мнению Стира, главная сила, которую несет в себе ISO 9000, заключается в его универсальной способности давать независимую оценку деятельности компании. В условиях глобальной мировой конкуренции стандарт ставит перед всеми организациями общие, понятные всем цели, независимо от условий работы и культурных различий. Не столько сам стандарт, сколько его разумное и ответственное использование обеспечивает устойчивое развитие бизнеса.

Одним из наиболее любопытных и беспристрастных аргументов в пользу ISO 9000 стала статья в журнале ISO Management Systems "Какую прибыль приносит сертификация ISO 9000"? Публикация посвящена анализу финансового положения фирм, прошедших сертификацию, по сравнению с фирмами из контрольной группы, не получившими сертификата. Для исследования отбирались компании, финансовые показатели которых до внедрения системы менеджмента ISO 9000 были примерно одинаковы. Совместное исследование четверки академических специалистов в области менеджмента (американцев - Корбета и Кирха и их испанских коллег Марии Монтес и Марии Хосе-Алварес) проводилось на материале компаний из трех секторов американской экономики, где количество выданных сертификатов ISO 9000 было наибольшим - химическая и смежная продукция (код SIC 28 ), машиностроение и компьютерное оборудование (SIC 35), электроника и электрооборудование (SIC 36).
Финансовое положение каждой компании определялось по четырем критериям. Основным показателем для анализа служила величина ROA (return on assets - норма прибыли на единицу активов), представляющая собой операционный доход, нормированный на стоимость активов. Также использовался и другой набирающий популярность среди экономистов критерий Тобина (так называемое Q Тобина), Q = (MVE + PS + DEBT)/TA, где MVE - рыночная стоимость обычных акций компании, PS - ликвидная стоимость привилегированных акций, DEBT - балансовая сумма долговых обязательств, ТА - сумма активов. Значения Q, превышающие единицу, означают, что компания умеет извлекать из своих активов больше, чем она смогла бы получить, продав их на рынке. Авторов также интересовало влияние сертификации на повышение эффективности (производительности) (COGS/SALES) - отношение себестоимости проданной продукции (COSTS OF GOODS) к объему продаж. Снижение этой величины после сертификации, по сравнению с компаниями из контрольной группы, свидетельствует о повышении эффективности менеджмента. Улучшение положения компании на рынке после сертификации определялось отношением продаж к активам (SALES/ASSETS), представляющим собой так называемый оборот активов.
Для изучения влияния сертификации на финансовые показатели использовалась широко известная методика Барбера и Лиона. Подобный факторный анализ, в частности, провели Хендрикс и Сингал в 1997 году, показав, что применение методов всеобщего менеджмента качества TQM (total quality management) приводит к выраженному улучшению финансового положения компаний.
Для того, чтобы исследование было корректным, необходимо тщательно выбрать период деятельности компаний, получивших сертификат соответствия ISO 9000, и несертифицированных компаний из контрольной группы. Типичное время внедрения системы менеджмента составляет от 6 до 18 месяцев. Если фирма сектора (SIC 28 ) получила первый сертификат в год t (например в 1994 году), мы должны определить значение нормы прибыли ROA этой фирмы за два предыдущих года (t - 1) и (t - 2) (соответственно, в 1993 и 1992 годах) и взять в контрольную группу фирму с таким же значением нормы прибыли за 1992 год. В течение последующих шести лет (t - 2), (t - 1), t, (t + 1), (t + 2) и (t + 3) фирма из контрольной группы не получила сертификации, и ее финансовые показатели за этот период служат базовым уровнем для сравнения с показателями сертифицированной фирмы. Далее финансовые показатели усредняются по числу всех сертифицированных фирм данного сектора. В общей сложности были проанализированы данные о 373 компаниях, получивших сертификацию во всех трех указанных секторах SIC 28, SIC 35 и SIC 36 в период с 1990 по 1997 годы.
На основании представленных графиков можно заключить, что фирмы, решившие добиваться сертификации системы менеджмента, сумели сохранить уровень нормы прибыли ROA во всех секторах, в то время как норма прибыли несертифицированных фирм значительно упала. В компаниях, выпускающих химическую продукцию (SIC 28 ), преимущество сертифицированных фирм выразилось, главным образом, в улучшении менеджмента. Эти фирмы продемонстрировали существенное снижение затрат благодаря возросшей производительности. В машиностроительном (SIC 35) и электронном (SIC 35) секторах, помимо снижения затрат, также наблюдался рост продаж. Более детальный анализ показывает, что указанные эффекты проявляются еще более резко для компаний, прошедших до 1997 года повторную сертификацию ISO 9000, а также для компаний, получивших сертификат в относительно более ранние сроки.
Результаты сравнительного анализа показывают, что "фирмы, впервые принявшие решение добиваться сертификации ISO 9000, демонстрируют лучшие финансовые показатели по сравнению с фирмами из контрольной группы, имевшими сходные показатели в период, предшествующий этому решению". Это свидетельствует о том, что в фирмах, добивающихся сертификации, происходят изменения, способствующие относительному увеличению нормы прибыли ROA, как из-за снижения затрат, так и из-за увеличения объема продаж. Связаны ли эти изменения с решением о сертификации? Вполне возможно, что это решение стимулирует применение каких-то иных способов управления, влияющих на увеличение прибыли, но не имеющих прямого отношения к внедрению ISO 9000 и сертификации. Однако способ, которым были выбраны контрольные группы, свидетельствует о том, что в год предшествующий получению первого сертификата, в фирмах, принявших решение о сертификации, происходят значимые перемены. Учитывая полученную величину изменения показателей, можно утверждать, что сам процесс подготовки к первой сертификации также благотворно влияет на финансовое положение компаний. Интересно, что сертификация ISO 9000 является скорее необходимым условием, поддержания достигнутого уровня финансовых показателей, чем способом их улучшения. Это вполне понятно, ISO 9000 является универсальным общественным стандартом. Трудно ожидать, чтобы какая-либо фирма смогла бы на протяжении ряда лет выжимать из него устойчивые конкурентные преимущества. По всей видимости, для этого необходимо использовать более глубокие внутренние ресурсы. Тем не менее, результаты исследования недвусмысленно показывают, что отказ от сертификации способствует постепенному "сползанию" финансовых показателей.

По материалам журнала ISO Management Systems


© Сертиком,
2006-2012
Главная | Предлагаемые услуги | Системно-процессное управление | Практические рекомендации - ISO 9001 | Полезная информация | НАССР - пищевая отрасль | О сертификации | Наши клиенты | Интересные сайты |