CERTICOM    
 

Парсонс Талкотт

Parsons Talcott (13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс, США — 8 мая 1979, Мюнхен)

американский социолог, один из создателей современной теоретической социологии, структурно-функционального анализа в социологии и социальной антропологии.
Его отец был приходским священником, позже — президентом «Marietta College» в штате Огайо. Парсонс получил образование в Амхерстском колледже, Лондонской школе экономики, Гейдельбергском университете, в 1926 защитил диссертацию о понятии капитализма в немецкой социологии (у М. Вебера и В. Зомбарта). С 1927 преподавал социологию и экономическую теорию в Гарвардском университете, где создал оригинальную школу теоретической социологии. В 1949 избирался президентом Американской социологической ассоциации.
Парсонс оказал значительное влияние на социологию после Второй мировой войны, в особенности в Америке, хотя и не принадлежал к господствующей в США традиции эмпирических исследований. Творчество Парсонса находилось в центре социально-теоретических дискуссий до середины 1970-х гг. Он был автором множества трудов, среди них главные: «Структура социального действия» (1937), «К созданию общей теории действия» (совместно с Шилсом, 1951), «Социальная система» (1951), «Рабочие заметки по теории действия» (совместно с Балесом и Шилсом, 1953), «Экономика и общество» (совместно со Смелзером, 1958), «Социальная структура и личность» (1964), «Общества в эволюционной и сравнительной перспективе» (1966) и «Система современных обществ» (1971).
На раннем этапе характер работ Парсонса определяется стремлением найти определенный компромисс между «социологизмом» Э. Дюркгейма, жестко детерминировавшим человеческое поведение влиянием внешней социальной среды, и «понимающей» теорией социального действия М. Вебера, описывающей человеческое поведение через соответствие «идеальным типам». Значительное влияние на ранние работы Парсонса оказали также итальянский социолог В. Парето, предлагавший сходную с веберовской модель деления человеческих действий по мотивации на «логические» (рационально осознаваемые) и нелогические (аффективные), и английский экономист А. Маршалл.

Структурно-функциональный анализ
Одной из центральных задач социологии для Парсонса является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. Поскольку социальное действие, по Парсонсу, имеет системный характер, он использует термин «социальная система». Система есть любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. Каждая социальная система должна удовлетворять определенные физические потребности своих членов так, чтобы они смогли выжить; располагать средствами распределения материальных ресурсов; выработать способы социализации людей с тем, чтобы они развили либо субъективные мотивации подчинения конкретным нормам, либо некую общую потребность подчинения нормам. Каждое общество имеет, кроме универсальных, присущие только ему ценности. Фундаментальные ценности должны стать частью личности, только тогда люди смогут успешно интернализировать потребность подчинения нормам.
Парсонс использует понятие социального порядка, который оказывается в основном продуктом двух процессов: 1) тенденции социальной системы к самосохранению и 2) тенденции к сохранению определенных границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие). Он полагал, что системы социального действия тяготеют к равновесию даже в том случае, если они не могут достичь его в действительности, и что социальное изменение есть движение от одного состояния равновесия к другому. Изменение в системе достигается в ходе дифференциации. В более поздних работах Парсонс использовал эволюционную теорию для описания возникающих в результате дифференциации прогрессивных изменений в обществе.

Теория социального действия
Теория социального действия Парсонса – это попытка сблизить теоретико-действенный и системный подходы. Целью Парсонса было представление такой концептуальной структуры социологии, которая могла бы служить интеграции всех социальных наук. Эта цель могла бы быть достигнута посредством соединения анализа индивидуального действия с анализом крупномасштабных социальных систем. Отправным моментом для него является теория социального действия, неотъемлемую черту которого составляет отношение между деятелями и элементами среды — социальной и природной. Наиболее важными элементами среды являются люди. Следовательно, исследование должно сосредоточиться на социальном взаимодействии, в рамках которого людям приходится обращать внимание на действия, желания и цели других людей. В процессе этого взаимодействия решающее значение имеют нормы и ценности, поскольку они регулируют и делают предсказуемым поведение индивидов.
Понятием, объединяющим социальное действие и социальную систему, является понятие типовых переменных. Парсонс определяет последние как фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается социальный деятель. Социальные системы могут характеризоваться через четыре набора комбинаций решений дилемм:
1) партикуляризм или универсализм — деятели должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать критерии уникальные, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм);
2) поступки или качества — необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества;
3) аффективная нейтральность или аффективность — деятели могут находиться в определенных отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность);
4) «диффузность» или специализация — индивидам в любой ситуации приходится выбирать между вовлеченностью наряду с другими индивидами в широкий спектр социальной деятельности («диффузность») и сосредоточенностью на достижении лишь специфических, структурированных целей (специализация).
Парсонс построил формализованную модель системы действия, включающую четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную и поведенческий организм. Инвариантный набор функциональных проблем составляют: адаптация, целедостижение, интеграция, воспроизводство структуры и снятие напряжения. Так, за культурной системой закрепляется в основном функция воспроизводства структуры. Если в социальных системах доминируют проблемы социального взаимодействия, то культурные системы складываются вокруг комплексов символических значений — кодов, на основе которых они структурируются. Личностная система — это главный исполнитель процессов действия и, значит, воплощения культурных принципов и предписаний. Поведенческий организм трактуется как адаптивная подсистема, сосредоточение основных возможностей человека, на которые опираются остальные системы. Эту модель Парсонс рассматривал как универсальный методологический инструмент, предназначенный для анализа любых конкретных обществ и любых живых систем действия.

В поздних работах (1960-х – начало 1970-х гг.) Парсонс обратился к диахроническому рассмотрению общественного развития и рассматривал социальную систему как последовательный процесс повышения адаптивных способностей общества, реализующийся через усложняющуюся функциональную дифференциацию в социальной системе (распространение социальных институтов и групп, специализирующихся на реализации определенных функций). (БЭКМ, Н. Г. Багдасарьян)


 

Дополнительную информацию мы предоставим Вам по тел.:

(38 044) 233-4698, (38 050) 311-8566. (38 063) 233-4698

E-mail: certicom@i.kiev.ua

 

© Сертиком,
2006-2012
Главная | Предлагаемые услуги | Системно-процессное управление | Практические рекомендации - ISO 9001 | Энциклопедия | НАССР - пищевая отрасль | О сертификации | Наши клиенты | Интересные сайты |