CERTICOM    
 

Типовые ошибки при создании и внедрении системы менеджмента качества на предприятиях

1. Ограждение генерального директора от принятия решений по системе менеджмента качества (СМК). Создание СМК как автономно действующий аналог "старой" КС УКП без пересмотра всей системы управления предприятием. Непонимание принципиальной новизны СМК - как системы качественного менеджмента (эффективного управления) предприятием.

2. Назначение на должность "ответственного представителя руководства в области качества" не из числа высшего руководства (начальника ОТК, службы стандартизации, заместителя главного инженера и т. п.) или возложение этих обязанностей на действующих заместителей директора (главного инженера, зам. по производству, коммерческого директора и т. п.). Их загрузка и образ мышления никогда не позволят реально заняться СМК не только им самим, но и другим сотрудникам предприятия.

3. Неполное использование комплекса стандартов ИСО серий 9000, 10000, государственных стандартов в области систем менеджмента, разработки и производства продукции, а также невнимание к соответствующей научно-методической литературе.

4. Недостаточное обучение на этапе разработки СМК всех руководителей предприятия, служб и подразделений по СМК, в том числе в сторонних Учебных центрах. Направление на обучение только внутренних аудиторов и рядовых сотрудников службы качества. Нерегулярность и не всеобщий охват внутреннего обучения. Формальное обучение, без сдачи объективных экзаменов специалистами всех уровней.

5. Отрыв процесса разработки документов СМК от реальной производственной деятельности. Применение формальных подходов при разработке документов СМК:

а) "Косметическая" доработка существующих СТП КС УКП;

б) Применение готовых (типовых) документов СМК, взятых с других предприятий, у консультантов - без квалифицированного адаптирования их к реальному производству;

в) Поручение разработки документов СМК исключительно отделу качества (ОТК, ЛОУК, службе стандартизации и т.п.);

г) Разработка документов СМК подразделениями без предварительного обучения с жестким и объективным экзаменом.

д) Нетворческий подход к написанию документов СМК, когда невозможно написать организационный документ или процедуру СМК руководителем подразделения так, как надо его подразделению для реального эффективного управления деятельностью его подразделения, включая управление всеми ресурсами и обеспечения безконфликтной взаимосвязанности с другими подразделениями.

6. Неэффективные процедуры разработки, оформления (без применения ЭВМ) и внесения изменений в документы СМК, приводящие к консерватизму, неактуальности документов СМК ("тройному стандарту - думаем одно, пишем другое, а делаем третье"). Предоставление права на внесение изменений в документы СМК исключительно отделу качества.

7. Нечеткие, непонятные, неконкретные, недоходчивые цели и задачи в Политике предприятия в области качества.

8. Восприятие замечаний и несоответствий, выявленных при аудитах СМК как единственно существующие на предприятии, а не как результат ограниченной выборочной проверки. Формальное проведение внутренних проверок. Негативное отношение к выявленным несоответствиям. Отсутствие инициативы по выявлению несоответствий со стороны самих сотрудников подразделений. Непонимание того, что выявление несоответствий и проведение соответствующих корректирующих и предупреждающих действий, то есть запуск механизма постоянного "самоочищения" и самосовершенствования - одно из важнейших положений СМК.

9. Игнорирование даже простейших статистических методов.

10. Планирование и проведение корректирующих действий без решения сути проблем (с обеспечением предупреждения возникновения этих проблем в будущем).

11. В затратах на качество не учитываются реальные потери из-за "плохого качества":

потерянные заказы из-за неоперативного управления предприятием и реагирования на изменения рынка сбыта, недостаточной репутации предприятия у потребителей и т.д.;

потери из-за использования сырья, материалов и комплектующих низкого качества;

потери из-за сбоев в работе технологического оборудования;

издержек, порожденных многократными переделками и т.п.

12. Установление статуса службы качества ниже 2-го уровня.

13. Усложненный допуск специалистов службы качества к принятию решений о распределении финансовых средств, премий, участию в конференциях, семинарах по качеству.

14. Не выписываются журналы и книги по качеству.

15. Постоянное противопоставление производственной деятельности работе по построению СМК, разделение планов развития производства и СМК. Непонимание того, что СМК должна прежде всего служить повышению эффективности производства.

16. Построение СМК не увязывается с вопросами автоматизации управленческой деятельности предприятия, с проектным стилем управления, с трудовыми отношениями, с организационной структурой предприятия, с управлением производственными процессами. Непонимание того, что концептуальной основой семейства ИСО 9000 является обеспечение всемерной управляемости всех процессов и ресурсов, а также их постоянное улучшение.

17. Постановка цели внедрения СМК - только для получения сертификата (лицензии), для заключения новых договоров, побед в тендерах (конкурсах). Непонимание того, что СМК - основа (методология) совершенствования общей системы управления предприятием.

18. На предприятии не создается среда, благоприятная для стимулирования у работников стремления постоянно улучшать работу свою и своих коллег.

19. Под повышением качества понимается только повышение качества продукции, а не всех процессов и ресурсов и обеспечение соответствия меняющимся требованиям заказчика и потребителя.


Ошибки в менеджменте качества

(Владимир КАЧАЛОВ)

Около 20 изданий, вышедших в 1997-2002 гг., содержат, на взгляд автора, более 200 (!) несоответствий и ошибок. Стало ясно, что процесс приобрел массовый характер, и чтобы его остановить, необходимы специальные меры. Во всяком случае, автор посчитал необходимым, с одной стороны, заострить внимание будущих авторов учебников по менеджменту качества на необходимости тщательного подхода к формулированию и/или интерпретации тех или иных положений, с другой – проинформировать о выявленных неточностях, несоответствиях и ошибках тех, кто приобрел и пользуется указанными учебными материалами. Для этого были отобраны самые серьезные несоответствия, касающиеся ключевых положений теории и практики менеджмента качества, требований стандартов ИСО серии 9000 и других положений (например, вопросов сертификации, экологического менеджмента и др.). Они сгруппированы в восемь тематических групп и представлены здесь в виде прямых цитат вместе с поясняющими комментариями.

Итак, чему же "учат" наши учебники?


"Новое" в интерпретации стандартов ИСО серии 9000-1994:

Первый блок несоответствий и ошибок относится к интерпретации стандартов ИСО серии 9000. Все они касаются, главным образом, их второй редакции, принятой в 1994 г. Несмотря на существование третьей редакции этих стандартов (принятой в 2000 г.), правильная интерпретация стандартов редакции 1994 г. по-прежнему важна. Во-первых, многие компании продолжают использовать модели ИСО 9001:1994 и ИСО 9002:1994 для разработки своих систем качества. Во-вторых, как известно, практически все требования этих моделей вошли в МС ИСО 9001:2000. В-третьих, покупающие эти учебники люди иногда и не знают, о какой версии стандартов идет речь, поскольку чаще всего об этом авторы учебников просто умалчивают. Поэтому ошибки поневоле начинают тиражироваться и "жить своей жизнью". А это недопустимо.


О "русских" эквивалентах МС ИСО серии 9000:

"Для использования… международных стандартов ИСО серии 9000 Госстандарт утвердил три государственных стандарта: ГОСТ 40.9001-88,... ГОСТ 40.9002-88,… ГОСТ 40.9003-88".

Комментарии: Не соответствует действительности. Все указанные выше государственные стандарты и переводы относятся к САМОЙ ПЕРВОЙ версии стандартов ИСО серии 9000, принятых еще в 1987 г. После этого ИСО уже ДВАЖДЫ принимала новые редакции (в 1994 и 2000 гг.), на основе которых выходили и соответствующие российские аналоги. Все указанные выше стандарты в "настоящее время" отменены.


"Новое" в вопросах построения СМК по моделям МС ИСО серии 9000:

"Международные органы стандартизации (?! – Прим. автора) в период с 1920 по 1980 г. провели большую работу и создали современную систему обеспечения качества в виде международных стандартов серии ИСО-9000…"

Комментарии: а) ИСО образована в 1946 г. и поэтому "с 1920 г." такой работой заниматься не могла; б) МЭК хоть и была образована в 1906 г., но с самого начала занималась стандартизацией применительно ТОЛЬКО К ИЗДЕЛИЯМ, а не к системам качества; в) создать "систему обеспечения качества в виде… стандартов" – это надо уметь!


О требованиях стандартов ИСО серии 9000:

- "МС ISO серии 9000 требуют… создания служб маркетинга на предприятии,.. расширения работ по сбору информации о качестве продукции в период послегарантийного обслуживания, по учету и оценке затрат на качество продукции,.. оснащения производства автоматизированными встроенными средствами контроля технологических процессов,.. предъявляют повышенные требования к квалификации кадров всех уровней".

- "Система управления качеством продукции, созданная в соответствии со стандартами ИСО 9000, должна удовлетворять требованиям… к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности (стилистика сохранена. – Прим. Автора), системе организации производства…"

- "Принципиально важная особенность системы, предлагаемой стандартами ИСО, состоит в обязательных определениях и оценках расходов (затрат) на качество".

- "В стандартах ИСО 9001 и QS-9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группу специалистов из различных подразделений".

- "Международные стандарты ИСО 9000 устанавливают степень (?! – Прим. автора) ответственности руководства за качество".

- "Современная система качества, построенная и функционирующая в соответствии с требованиями международных стандартов, должна быть оснащена соответствующими техническими средствами" (стилистика сохранена. – Прим. автора).

- "Планирование качества… позволяет сформировать программу качества, которая должна (?! – Прим. автора) быть одобрена персоналом технических служб и службами качества потребителя".

- "В общих подходах к построению и функционированию систем качества, отраженных в МС ИСО серии 9000, есть и новые положения… Если предприятие выпускает несколько видов продукции, то по каждому из них должна быть создана своя (?! – Прим. автора) подсистема обеспечения качества".

Комментарии. Не соответствует действительности. В МС ИСО серии 9000 ничто из перечисленного выше ТРЕБОВАНИЕМ не является.


О Руководстве по качеству:

- "Руководство по качеству – это основной документ при разработке системы обеспечения качества".

- "Основным документом при разработке… системы качества в организации является "Руководство по качеству".

Комментарии. Методически неверно. Руководство по качеству из разрабатываемых документов системы качества принимается ПОСЛЕДНИМ, поскольку оно должно включать в себя ссылки на другие документы СМК или описывать установленные в них процедуры. Поэтому служить основой при РАЗРАБОТКЕ системы этот документ не может.


О "сертификации" продукции по МС ИСО 9000:

"Какова необходимость сертификации продукции согласно стандартов ИСО 9000?"

Комментарии. Методически неверно. Стандарты ИСО серии 9000 НЕ СОДЕРЖАТ в себе требований к продукции и поэтому быть использованными для ее сертификации не могут.


Цитаты, не нуждающиеся в комментариях:

- "МС ISO 9001 (как вариант системы качества. – Прим. автора)… может (?! – Прим. автора) быть выбран для принципиально нового, еще не спроектированного сложного изделия".

- "Политика в области качества формируется внешним (?! – Прим. автора) руководством предприятия, а система качества создается внутренним (?! – Прим. автора) руководством".

- "Особенностью рассматриваемой системы обеспечения качества продукции является возможность (?! – Прим. автора) выбора поставщиков…"

- "Система управления качеством, как правило, включает: …внутризаводской контроль за системой поддержания (?! – Прим. автора) качества…"

- "Формирование СМК и ее функционирование невозможно (?! - Прим. автора) без назначения высшим руководством специально уполномоченного лица".

- "Если предприятие выпускает несколько видов разнородной продукции, то целесообразно (?! – Прим. автора) иметь несколько систем качества и на каждую из них отдельный сертификат".

- "У предприятия должно быть столько реализованных проектов систем качества, сколько потребителей (?! – Прим. автора) продукции… В первую очередь необходимо построить системы для процессов, наиболее существенно влияющих на качество".

- "В первом приближении проектирование СМК может быть сведено к проектированию организационной структуры управления" (?! - Прим. автора).


"Итак, в заключении еще раз подчеркнем – система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечивать уверенность в том, что:

1)   система понимается правильно (?! – Прим. автора) и эффективна;

2)   удовлетворяет требованиям потребителей, предъявляемым к продукции или услуге (?! – Прим. автора);

3)   проблемы предупреждаются, а не выявляются (?! – Прим. автора) после возникновения (п. 4.4 ISO 9004)".


"Новое" в интерпретации стандарта ИСО 9001:2000

"Третья редакция стандартов ISO 2000 г. содержит всего 5 стандартов".

Комментарии. Неверно. В семейство стандартов ИСО серии 9000:2000 входит всего четыре стандарта: ИСО 9000:2000, ИСО 9001:2000, ИСО 9004:2000 и ИСО 19011.


О "новинках" стандарта ИСО 9001:2000:

-   "Относительной новинкой является… выделение стадий процесса проектирования продукции".

-   "Впервые особое внимание уделяется собственности потребителя, находящейся под надзором организации или используемой ею".

Комментарии. Не соответствует действительности. Ничего из указанного новинкой не является, поскольку все было в стандартах ИСО серии 9000:1994 в том же, практически, объеме, что и в версии 2000 г.

-   "В ISO 9000:2000 термин "потребитель" заменен на "заказчика", под которым подразумевается потребитель или розничный торговец".

Комментарии. Неверно. Никаких замен "потребителя" на "заказчика" не было.

-   "Изменилась структура стандарта – …введены 4 основных раздела: ответственность руководства; управление ресурсами; реализация продукции; измерение, анализ и улучшение".

Комментарии. Стандарт ИСО 9001:2000 содержит не четыре, а пять основных разделов, в которые, кроме перечисленных, входит еще раздел "Система менеджмента качества".


© Сертиком,
2006-2012
Главная | Предлагаемые услуги | Системно-процессное управление | Практические рекомендации - ISO 9001 | Полезная информация | НАССР - пищевая отрасль | О сертификации | Наши клиенты | Интересные сайты |