CERTICOM    
 

Менеджмент

(англ. management, от manage - управлять)

Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией. (ISO 9000)

Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми и др. ресурсами. (Толковый словарь иностранных слов Крысина)

Менеджмент – совокупность принципов, методов управления организацией (шире экономикой), направленных на достижение поставленных целей на основе использования внутреннего потенциала организации. Менеджмент тесно связан с оптимизацией использования организацией таких ее ресурсов, как персонал, оборудование, методы деятельности, материальные ресурсы и денежные средства. Соответственно можно выделить: менеджмент персонала, оперативный менеджмент, финансовый менеджмент и т. д.
Развитие современного менеджмента во многом обусловлено изменением характеристик экономической среды. Для первого его этапа (этапа массового производства) был характерен практически неограниченный объем потребительского спроса и слабое вмешательство государства в проблемы бизнеса. На втором этапе (этапе массового сбыта) началось насыщение спроса и изменение его структуры; государство проявило себя активным участником экономической жизни (особенно жестким был государственный контроль в 1930-50-е гг.). Наконец, на постиндустриальном этапе произошла трансформация рынка производителя в рынок потребителя, индивидуализация спроса и обострение международной конкуренции. В современных условиях менеджеры вынуждены считаться с требованиями социально-ориентированного маркетинга и поддерживать тесные связи с общественностью. Изменилась и роль представителей различных сфер бизнеса в формировании стратегии организации и управлении ею. На начальных этапах главную роль в менеджменте играли специалисты по организации эффективного производственного процесса. Их сменили представители финансовых кругов, нацеленные на получение максимальной прибыли от манипуляций с финансовыми ресурсами организации. Во время Второй мировой войны главным менеджером в управлении производством вынужденно выступало государство, этот период в истории индустриально развитых стран мира можно назвать «национальными капитализмом». В настоящее время решающую роль в управлении организацией чаще всего играют профессиональные менеджеры, не являющиеся владельцами предприятия, либо владеющие относительно небольшими пакетами их акций.
Для современного менеджмента характерен перенос основных акцентов с развития внутренних факторов производства к развитию организации как открытой системы, активно взаимодействующей с внешней средой и оперативно реагирующей на ее изменения. Большое значение придается информационной поддержке управленческих решений. Для этого используются современные электронные средства коммуникации, а также новейшие разработки в области прогнозирования, сценарное и ситуационное планирование. Менеджмент уделяет особое внимание роли человеческих ресурсов и факторам, оказывающим влияние на эффективность их использования, таким как корпоративная культура и стиль управления компании, мотивация работников, взаимоотношения в коллективе и пр.
Для того чтобы организация могла адекватно реагировать на изменения внешней среды, ее управление должно основываться на стратегических планах, представляющих собой совокупность правил деятельности и ориентиров развития, рассчитанных на достаточно длительный срок. В 1980-1990-е гг. интегрирующим фактором все больше становился маркетинг, ориентирующий все подразделения организации на производство определенной продукции, а также призванный сформировать гармоничные отношения с поставщиками, потребителями и конкурентами. Появившееся понятие маркетинг-менеджмент описывает схему управления, в которой все операции организации выстраиваются  в соответствии с целями ее маркетинговой стратегии.
(БЭКМ, И. В. Липсиц)


Менеджмент (по Друкеру)
Наиболее фундаментально понятие менеджмент раскрыл Питер Друкер (о нем) в своих работах.


Комментарий:

Менеджмент - это практическая деятельность человека, обеспечивающая жизнеспособность социотехнической организации. Из всех известных определений менеджмента следует, что основной его составляющей есть управление. Менеджмент и управление часто используются как синонимы. Но в наиболее общем случае эти понятия совпадают не полностью. Менеджмент относят лишь к социальным организациям, а управление распространяется и на технические устройства, т.е. шире. В отношении же социальных объектов менеджмент является более широким понятием, он включает в себя помимо управления и другие организационные виды деятельности.
Существуют различные концепции менеджмента, за последние 100 лет наработаны обоснованные принципы и правила ведения менеджмента. В концентрированном виде общие требования к менеджменту организации изложены в международном стандарте ISO 9004. Однако теория менеджмента отсутствует. Это связано с тем, что менеджмент затрагивает несколько областей знаний и, соответственно, научных направлений.
В частности, наиболее близкой к менеджменту является теория управления, представляемая как кибернетика, а также тесно примыкающая к ней теория информации. Указанные теории имеют глубокое научное обоснование и математическое описание, что позволяет отнести их к точным наукам. Но, с другой стороны, менеджмент занимается также вопросами психологии и социологии, в отношении которых общепринятых теорий пока нет. (Н. Стариков)
 
Для полноты понимания термина "менеджмент" необходимо рассмотреть также термин "Управление".



Метод

- способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;

- совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.


© Сертиком,
2006-2012
Главная | Предлагаемые услуги | Системно-процессное управление | Практические рекомендации - ISO 9001 | Полезная информация | НАССР - пищевая отрасль | О сертификации | Наши клиенты | Интересные сайты |