CERTICOM    
 

Движение

- способ существования материи, важнейший ее атрибут.

"Движение – это изменение вообще. Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи." (Энгельс Ф.).

Движение определяет собой все свойства и проявления окружающего нас мира, внутреннее содержание всех вещей и явлений. Понятие изменения имеет смысл лишь в связи с понятием относительно устойчивого, пребывающего в определенном состоянии. Движение происходит в пространстве и времени.
(БСЭ, Свидерский В.И.)


Ф. Энгельс трактовал движение как всякое изменение вообще; но в таком случае одно из данных понятий (движение или изменение) оказывается излишним. На наш взгляд, движение следует определять как изменение в действительном (актуальном) бытии.
Диалектика признаёт, что вместе с изменением действительности изменяются и возможности; но изменения возможностей не называют движением. Тезис Энгельса «движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто ее свойство» верен в общем, но недостаточно конкретен и дает излишний простор для толкований. В советской литературе движение часто трактовалось как «атрибут» материи, то есть все-таки ее свойство, хотя особое, «коренное».
Но развитие знаний показывает, что движение – именно не свойство, а сторона материи. Материя – как бы медаль с двумя сторонами. Одна из них, вещество (тела, корпускулы), выражает момент покоя в бытии материи; вторая сторона, выражающая момент изменчивости наличного бытия, и есть движение. С известной условностью, это отношение можно записать в виде формулы
Материя = Вещество + Движение.

(Самченко В.Н.)


Движение является одним из видов процесса. (Комментарий Н.Старикова)


Деятельность

- занятия, труд;
(Ожегов)


- специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих идеалов и ценностей.
(БСЭ, Огурцов А.П., Юдин Э.Г.)


Диалектика

- учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. (БСЭ)


Диалектика считает, что нет никакой абсолютной сущности, но и сама относительность также относительна; поэтому в сущем все же есть момент абсолютного. Этот момент образуется всеобщей связью и преемственным развитием вещей и процессов, и проявляется как их родовое сходство и относительная устойчивость. Таким образом, для диалектики бытие отделяется от небытия, существует относительный покой, и всюду есть общее, хотя всеобщего нет нигде. Релятивизм считает, что абсолютна относительность; метафизика признает некую абсолютную сущность; для диалектика абсолютны только связь и развитие (они суть принципы диалектики).
Бытие и небытие, как белое и небелое – абстрактные понятия, обозначающие признаки вещей и процессов, а не самостоятельно существующие предметы. Реально могут существовать белые или небелые скатерть, стена, человек; но белое само по себе и бытие само по себе существуют только в виде понятий рассудка. То и другое вполне реальны, – но не как сущности, а только как свойства вещей. Влиянию идеализма и метафизики (как антидиалектики) мы обязаны и тем, что доныне словом бытие нередко подменяются категории действительность, мироздание, универсум, а слово небытие употребляют вместо более точных понятий пустота и ничто.

Диалектика, не признавая абсолютной сущности, ставит на первый план собственные связи предметов, побуждающие их к преемственному изменению; поэтому она рассматривает вещи в их всеобщей связи и развитии. В классической диалектике сформулированы только законы развития, а законы связи остались в стадии подготовительной обработки понятий. Поэтому сегодня от научной философии требуется, в первую очередь, развитие общей теории связи.
Мы различаем не два-три, как обычно, а четыре типа целостности, они же – уровни организации. Это
1) синкретическое целое, в котором части слабо обособлены (напр., каша с маслом);
2) доорганическое целое, в котором отсутствуют внутренне обусловленные связи между частями (напр., куча песка);
3) органическое целое, где части связаны существенно, но утрачивают способность самостоятельного бытия (живые организмы, технические системы, рыночное хозяйство, и т. п.);
4) надорганическое целое, признаком которого является существенная внутренняя связь бытийно самостоятельных частей.
Целостность четвертого, высшего типа предполагает такое социальное устройство, когда каждый мог бы независимо обеспечивать свое материальное существование на основе информационных связей с обществом. Ее осуществление – дело будущего, в силу чего и понятие о таком типе организации встречается нечасто.

Один из основных законов связи называется законом взаимного порождения явлений, и гласит: каждое явление порождает другие явления и порождается ими в отношениях преемственности и взаимности. Вполне абсолютным основанием диалектика признает только саму всеобщую связь (включая связь состояний в процессах). Диалектическое противоречие, то есть борьба противоположностей, заставляет предмет непрерывно изменять свое состояние, но вовсе не отрицает, что это изменение совершается с течением времени. Концепция Зенона изначально метафизическая, так как отвергает непрерывную изменчивость явлений, а концепция Гегеля в данном случае – релятивистская, поскольку он (подобно Кратилу и Плутарху) растворяет сущее (отдельные состояния процесса) в изменении и становлении.

Закон единства и борьбы противоположностей оказалось удобным рассматривать как исходный принцип диалектики, который порождает и субординирует ее остальные принципы и законы. Ведь неминуемое деление единого на противоположности, с одной стороны, задает направленность развития, а с другой стороны – обусловливает всеобщность связи явлений, возникающих путем деления изначального целого. Опора на тот же принцип позволяет дать более четкие, чем прежде, толкования понятий качества и количества. Мы определяем количество как делимость на части, присущую (согласно исходному принципу диалектики) всему сущему без исключения; качество предмета предстает как его место в системе отношений, получившейся в процессе деления единого на противоположности.
Диалектика трактует пространство и время как отношения, которые не связывают, а разделяют предметы и явления. Это именно те «разломы», которые возникают между телами и состояниями при делении единого (субстанции) на противоположности, согласно исходному принципу диалектики. Таким образом, пространство определяется как разделение вещества на части, а время – как разделение движения на части. Феноменально они проявляются как «небытие» (ничто, пустота); а ничто, пустота не имеют качественных параметров. Саму делимость на части мы выше обозначили как количество, и теперь с полным основанием можем повторить за Гегелем, что пространство и время суть «чистые количества». Следовательно (опять-таки), они не причастны к качественным различиям.
Сама диалектика не признает абсолютной пустоты, и современная физика показывает, что «нулевые» колебания силовых полей есть везде и всегда, даже в вакууме, свободном от тел. Эти колебания проявляются в постоянном присутствии т. н. виртуальных частиц, все бытие которых сводится к процессам их рождении и гибели, по-философски, – к становлению. Поэтому пустое пространство можно определить как небытие вещества при наличии излучения, а пустое время – как небытие развития при наличии становления. Излучение и становление могут иметь качественные особенности, но лишь постольку, поскольку физический вакуум – не абстрактная материя вообще, а определенная субстанция со своими фундаментальными константами (постоянная Планка, скорость света, постоянная тонкой структуры, заряд электрона и др.). Поэтому возможно, что формы пространства и времени в нашей Вселенной отражают специфику ее субстанции, но – не качества конкретных тел и состояний.

Концепции необходимости и случайности в синергетике и диалектике (напр. у Энгельса) практически совпадают: обе признают неразрывное единство необходимого и случайного. «Совместное действие стохастических и детерминированных «сил» («случайность» и «необходимость») переводит системы из исходных состояний в новые, определяя при этом, какие именно новые конфигурации реализуются», – отмечает Г. Хакен, автор самого понятия синергетики. «И детерминистский характер кинетических уравнений, позволяющих вычислить заранее набор возможных состояний, и случайные флуктуации, «выбирающие» одно из нескольких возможных состояний вблизи точки бифуркации, теснейшим образом взаимосвязаны. Эта смесь необходимости и случайности и составляет историю системы», – пишут И. Пригожин и И. Стенгерс.

(Самченко В.Н. Диалектика: вчера, сегодня и завтра)


Материя

- это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях. (БСЭ)


Мы определяем материю как философскую категорию для обозначения объективной реальности, которая (реальность) может существовать независимо от сознания и восприниматься в ощущении.
«Может» – именно в смысле «не обязательно». Главный недостаток позиции Ленина в том, что он трактует материю как всегда доступную ощущению. Конечно, материя может производить ощущение, так как ее порождения воздействуют друг на друга и, в частности, на наши органы чувств. Но воздействуют именно потому, что обособились друг от друга. Поэтому как раз важнейшие формы бытия материи, общие субстанции, не могут чувственно восприниматься порожденными ими существами: ведь они не есть нечто особенное для своих порождений.

Воздействие требует различия, а субстанции пронизывают все порождаемые ими формы бытия. Благодаря современной науке мы знаем, что физический вакуум, образующий субстанцию нашей Вселенной, не воспринимается ни чувствами, ни приборами; потому он и называется vacuum, то есть пустота, хотя это отнюдь не абсолютная пустота. Метафизическим естественно называть такой материализм, который абсолютизирует одну сущность – материю, то есть считает ее единственной и всепоглощающей основой бытия. Диалектический материализм по определению ничего не абсолютизирует; значит, кроме материального он признает идеальное, хотя вторичное по отношению к материи, но не сводящееся к ее формам и проявлениям.
Материя – как бы медаль с двумя сторонами. Одна из них, вещество (тела, корпускулы), выражает момент покоя в бытии материи; вторая сторона, выражающая момент изменчивости наличного бытия есть движение. С известной условностью, это отношение можно записать в виде формулы
Материя = Вещество + Движение.
Марксизм вводит понятие о практике как особой форме бытия материи; но ведь практика есть деятельность, то есть движение. Наука XX века укрепила эти диалектические представления. Обнаружилось, напр., что на этапе становления физической реальности вещество и движение неразделимы (корпускулярно-волновой дуализм). Выяснилось также, что масса покоя тел (т. е. вещество) может переходить в энергию движения фотонов и других частиц излучения, не имеющих массы покоя (по знаменитой формуле Эйнштейна). И диалектика, и синергетика уверены в способности материи к творческому саморазвитию. (Самченко В.Н.)


«Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механистической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность». (И. Пригожин)


Метафизика и релятивизм

Метафизика в философии выступает как учение, признающее некую абсолютную сущность. Такой абсолют по определению единственен, он порождает и контролирует все другие предметы и явления. Метафизика в ее классической форме признаёт реальным только бытие: ведь абсолютная сущность непричастна к небытию и покрывает все возможное в мире вещей. Отсюда следует, что нет и становления, которое представляет собой переход из небытия в бытие или обратно. Для метафизика все главное в вещах определено неизменным абсолютом, а их собственные связи и развитие мало значимы; поэтому он рассматривает предметы как существующие обособленно друг от друга и в неизменном состоянии.

Релятивизм в философии – противоположное метафизике учение, согласно которому все относительно, и лишь сама относительность абсолютна. Для него бытие и небытие растворяются в движении и становлении. Релятивизм признаёт реальным только становление, а бытие и небытие рассматривает как его несамостоятельные и иллюзорные моменты (в таком иллюзорном, "виртуальном" качестве и метафизика признаёт небытие и становление).

(Самченко В.Н.)



© Сертиком,
2006-2012
Главная | Предлагаемые услуги | Системно-процессное управление | Практические рекомендации - ISO 9001 | Полезная информация | НАССР - пищевая отрасль | О сертификации | Наши клиенты | Интересные сайты |