CERTICOM    
 

Как выбрать хорошего консультанта?

Ситуация: Руководство предприятия приняло решение построить действенную, приносящую пользу СМК (по стандарту ISO 9001), возможно, с последующей сертификацией, и поручило организовать эту работу сотруднику, не имеющему достаточного опыта в этом вопросе.
Сразу можно сказать, в таком случае безусловно необходимо привлечение специалиста, профессионального практика по данной теме. Дилетанство и самодеятельность эффективной системы не дадут. Одними инструкциями и процедурами здесь не обойтись.
Подходящего специалиста можно принять на постоянную работу либо заключить договор с консалтинговой компанией. Рассмотрим второй вариант.

В этом случае настоятельно рекомендуется не только организовать встречу с руководством консалтинговой компании, но и побеседовать лично с тем консультантом, который будет Вам помогать. При этом постарайтесь определить такие его характеристики, как коммуникабельность, комфортность в общении с людьми, ясность изложения мысли, четкость ответов на вопросы, умение обьяснять тему, опыт практической работы. Действия консультанта на предприятии – это в основном преподавательская, учебная и методическая работа с персоналом плюс экспертиза и редактирование документации.

В отношении объемов и состава работ, выполняемых консультантами, не рекомендуется соглашаться на их услуги, если они:
 - не предлагают обучения руководителей и ответственных работников по разъяснению всех требований стандарта с их практической интерпретацией;
 - на всю работу предусматривают менее 20 человеко-дней посещений предприятия;
 - считают достаточным объемом документации СМК составление 6 процедур и Руководства по качеству;
 - не предусматривают обязательных индивидуальных бесед с ответственными работниками предприятия;
 - не предлагают помощь в формировании состава процессов СМК;
 - не предусматривают проведение консультационных аудитов с документированием недостатков на стадии практического внедрения СМК;
 - предлагают консалтинговые услуги и сертификацию СМК в пакете. Это явное мошенничество.

Дополнительно можете воспользоваться рекомендациями международного стандарта
ISO 10019:2005 "Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг"
("Guidelines for the selection of quality management system consultants and use of their services").
Он издан на русском языке в системе ГОСТ Р.


Необходимо учитывать, что существуют международные нормативные требования, прямо указывающие на недопустимость совмещения консалтинга и сертификации одним лицом (юр. или физ.) или "повязанными" лицами, в частности:
Guide ISO/IEC 62 (Руководство ИСО/МЭК 62) и стандарт EN 45012 Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества:
«Орган по сертификации должен
с) убедиться в том, что деятельность органа не влияет на конфиденциальность, объективность и беспристрастность его работы по сертификации, и орган не должен предлагать или предоставлять:
 - консультационные услуги, обеспечивающие последующую сертификацию;
 - услуги по разработке, внедрению или ведению систем качества
».

ISO/IEC 17021:2006 Requirements for bodies providing audit and certification of management systems:
«5.2.5 The certification body and any part of the same legal entity shall not offer or provide management system consultancy. This also applies to that part of government identified as the certification body.
5.2.6 The certification body and any part of the same legal entity shall not offer or provide internal audits to its certified clients. The certification body shall not certify a management system on which it provided internal audits within two years following the end of the internal audits. This also applies to that part of government identified as the certification body.
5.2.7 The certification body shall not certify a management system on which a client has received
management system consultancy or internal audits, where the relationship between the consultancy
organization and the certification body poses an unacceptable threat to the impartiality of the certification body.
NOTE 1 Allowing a minimum period of two years to elapse following the end of the management system consultancy is one way of reducing the threat to impartiality to an acceptable level.
5.2.8 The certification body shall not outsource audits to a management system consultancy organization, as this poses an unacceptable threat to the impartiality of the certification body (see 7.5). This does not apply to individuals contracted as auditors covered in 7.3.
5.2.9 The certification body's activities shall not be marketed or offered as linked with the activities of an organization that provides management system consultancy. The certification body shall take action to correct inappropriate claims by any consultancy organization stating or implying that certification would be simpler, easier, faster or less expensive if the certification body were used. A certification body shall not state or imply that certification would be simpler, easier, faster or less expensive if a specified consultancy organization were used.
5.2.10 To ensure that there is no conflict of interests, personnel who have provided management system consultancy, including those acting in a managerial capacity, shall not be used by the certification body to take part in an audit or other certification activities if they have been involved in management system consultancy towards the client in question within two years following the end of the consultancy.»

«3.3 management system consultancy - participation in designing, implementing or maintaining a management system
EXAMPLES are
a) preparing or producing manuals or procedures, and
b) giving specific advice, instructions or solutions towards the development and implementation of a management system.
NOTE Arranging training and participating as a trainer is not considered consultancy, provided that, where the course relates to management systems or auditing, it is confined to the provision of generic information that is freely available in the public domain; i.e. the trainer should not provide company-specific solutions.»

 

Дополнительную информацию мы предоставим Вам по тел.:

(38 044) 233-4698, (38 050) 311-8566.

E-mail: certicom@i.kiev.ua


© Сертиком,
2006-2012
Главная | Предлагаемые услуги | Системно-процессное управление | Практические рекомендации - ISO 9001 | Полезная информация | НАССР - пищевая отрасль | О сертификации | Наши клиенты | Интересные сайты |