CERTICOM    
 

Петров В. Монополия разума губительна для человека и человечества?

Выдержки из статьи (Наука и жизнь, 2005, № 6)

Уже столетиями главным образом в наращивании человеческой разумности видится основа основ лучшего будущего. Особенно много надежд на разум возлагал ХХ век. Но к его завершению что-то в этих надеждах рухнуло. Выстроить счастливую жизнь "по уму" не удалось, более того, крепнет ощущение – и не удастся. На фоне фантастических достижений технического прогресса все очевиднее человеческие тупики цивилизации.

Повышение разумности, накопление знаний все чаще видятся чуть ли не единственно необходимым условием жизненного процветания и личностной самореализации. Но возможен и принципиально иной взгляд на проблему. не исключено, что мы, излишне уверовав в разум, возложили на него неисполнимые задачи.

Анализ детского развития показывает: разум не раскрывается автоматически по мере взросления, как это происходит с инстинктами животных. Он может не оформиться вовсе, если среда обитания не предъявит соответствующие требования. Изначально неразумное человеческое дитя лишь после двух-трех лет жизни среди взрослых, считающих мышление главным своим качеством, делает скачок в разумность.

Разум создается по заказу рациональной цивилизации, в иных условиях ведущую роль во взаимодействии человека со средой берут на себя другие качества. Даже родившись в современном мире, человек может приобрести разум, а может остаться без него на всю жизнь.

В отличие от генетически обусловленных качеств разум способен неоднократно меняться в течение индивидуальной жизни и в ходе человеческой истории. Его можно совершенствовать, развивать, мастерски использовать; путем целенаправленной тренировки придавать ему нужные формы. И тогда он по-разному будет характеризовать различные группы людей. Разум нетрудно сравнить с любым другим инструментом, помогающем человеку в жизни.

Ум всегда правилен и призван "властвовать над всем", а через разумную деятельность путь только к лучшему в жизни – был убежден Аристотель. Он, по сути, провозгласил разум земным богом и стал верным его апостолом. Вера в божественные возможности разума и знаний сохранилась на тысячелетия. Однако теперь уже очевидно: знающие грешат, причем более изощренно и масштабно, чем незнающие.

Нынешние проблемы человека связаны не с тем, что он поглупел, а с тем, что полностью доверился разуму, превратил его в бесконтрольного диктатора своей внутренней жизни. Инструмент овладел хозяином. Действуя только разумно, логично, грамотно, мы все чаще приходим не туда, куда рассчитывали прийти. Все революции и реформы приводили совсем не к тому, ради чего начинались.

Вернадский В.И. был убежден, что наращивание активности разума приведет к образованию вокруг земли некой ноосферы, способной объединить мыслящее человечество в единое целое. Теория великого ученого оказалась одной из иллюзий ХХ века. Разум не способен к целостному восприятию происходящего в мире. Противостояние оказывается непреходящим феноменом жизни разумно организованного общества. Мы ищем причину всеобъемлющему несогласию в обстоятельствах жизни, а она прежде всего – в природе человеческого разума.

"Душевное бытие сменилось умственным", человечество оказалось в "интеллектуальном рабстве". "Единственно реальной историей мышления оказалась история беспрерывных покаяний и признаний в бессилии" (Камю А.).

Сложившейся рационально-машинной действительности удобнее видеть человека только логичным, здравомыслящим. Ей нужен исполнитель, накачанный знаниями, отчеканенный в действиях и не позволяющий себе загадочных душевных проявлений. Он должен не жить, а действовать – всегда четко, объяснимо, без эмоций и переживаний, которые мешают делу. Человек неуклонно вытесняется из многоцветия подлинной жизни в роботоподобное существование на искусственно выстроенной арене, где ему отводится роль стандартной и понятной части общего порядка.

Многое удалось рациональной цивилизации в деле оккупации внутреннего мира человека. И тем не менее он так и не стал полностью "исчислимым", действующим только по правилам технизированного бытия. Видимо, избыток упорядоченности – самый страшный враг чему-то подлинно человеческому в человеке. Цивилизованность, видящая идеал в предельно упорядоченном поведении человека, и подверженность психическим расстройствам идут нога в ногу. Если бы определяющей, сущностной, особенностью человека была разумность, он не противился бы постоянному пребыванию в условиях однозначного порядка. Но что-то иное, более глубинное и неведомое науке, бунтует внутри человека, заставляя его вырываться из клетки жизненной однозначности, какой бы комфортной она ни была.

Согласно Достоевскому, разум и наука призваны исполнять в жизни людей лишь "должность второстепенную и служебную". Возможно, протестовать против искусственных схем цивилизации будет уже окружающая природа в целом. И природа сможет показать, что отнюдь не разум – настоящий хозяин в этом мире.

Разум – удивительно богатый по своим возможностям инструмент приспособления к переменчивой жизни. Но неестественно и опасно оказаться во власти одного из своих инструментов. Будда говорил: "Истинный мудрец смиряет свой ум, подобно тому, как ловкий погонщик присмиряет боевого слона". Как собаку, ум нужно дрессировать, цыкать на него, загонять в конуру – он должен знать свое место.

© Сертиком,
2006-2009
Главная | Предлагаемые услуги | Системно-процессное управление | Практические рекомендации - ISO 9001 | Полезная информация | НАССР - пищевая отрасль | О сертификации | Наши клиенты | Интересные сайты |