CERTICOM    
 

Цели по качеству

Проблемная ситуация. При инспекционном аудите Органом по сертификации систем качества со ссылкой на пп. 5.4.1 ИСО 9001 аудиторами было выдано уведомление о том, что одно из подразделений организации не представило цели в области качества. Организация считает, что целями в области качества являются цели по улучшению идентифицированных процессов СМК. И, если соответствующим процессом данное подразделение не охвачено, то и целей в области качества у него не должно быть.

ВОПРОС. Кто прав?

 

ОТВЕТ Е.К. Аванесова

В пп. 5.4.1 ИСО 9001 содержится требование о том, чтобы цели в области качества были "установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации". Отсюда следует, что сама организация, исходя из стратегии улучшения, определяет, насколько "кудрявым" должно быть дерево целей.

Не обязательно, чтобы каждое подразделение имело свои цели по качеству, однако, если они есть, то должны соответствовать стратегическим целям и политике организации.

Также как и идентификация процессов, установление целей по качеству требует, чтобы руководство определило стратегические направления развития бизнеса компании и тактические цели ее конкретных подразделений, исходя из реальной ситуации. Трудно улучшать сразу все. Соответственно и требование, чтобы все подразделения имели цели по качеству, неправомерно.

С рассматриваемой коллизией тесно связана еще одна ситуация, которая иногда возникает во время аудита. В пп. 4.2.1 (а) ИСО 9001 указано, что "заявления о целях в области качества" являются частью документации СМК. Но вовсе не обязательно, чтобы цели по качеству представляли собой отдельный документ, который часто пытаются найти аудиторы. Цели по качеству могут быть установлены в разнообразных планах мероприятий по улучшению, программах развития и т. д. И работники организации должны это четко знать и уметь объяснить. Хуже когда содержание документа под названием "Цели в области качества на :. год", противоречит целям, установленным в упомянутых планах и программах развития.

Заключение. Так как в пп. 5.4.1 ИСО 9001 не содержится требования о необходимости установления целей по качеству во всех подразделениях, то у аудиторов не было основания для выдачи уведомления о том, что одно из подразделений организации не представило цели в области качества.

Цели по качеству не являются чем-то статичным и заменяются на новые по мере их достижения, исходя из оперативной ситуации и результатов поиска направлений улучшения деятельности. Соответственно, разные "уровни и функции" организации участвуют в их осуществлении.

 

ОТВЕТ аудитора TÜV

В пп. 5.4.1 стандарта ISO 9001 содержится требование о том, чтобы цели в области качества были установлены "для СООТВЕТСТВУЮЩИХ функций и уровней внутри организации" (в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 - "в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях"). Это означает, что в стандарте не требуется ИЗНАЧАЛЬНО обязательное наличие целей в области качества для ВСЕХ подразделений. Поэтому САМО ПО СЕБЕ отсутствие целей в одном из проверенных подразделений не может служить достаточным основанием для фиксации несоответствия требованиям стандарта. Другое дело, если это подразделение попадает в число указанных в тексте стандарта "СООТВЕТСТВУЮЩИХ подразделений". В этом случае претензия аудиторов может быть обоснованной. Разбор же этих случаев требует отдельного места. Частично эта проблема рассмотрена автором в его книге "ИСО 9001. Практикум для аудиторов" (пример № 2-59).

Что же касается тезиса о том, что в рассматриваемой компании "целями в области качества являются цели по улучшению идентифицированных процессов СМК", то подобные цели, безусловно, относятся к целям в области качества. Другое дело, что перечень возможных категорий целей в области качества не исчерпывается целями по улучшению процессов СМК. В число таких целей может попасть многое другое: повышение удовлетворенности потребителей, улучшение взаимовыгодных отношений с поставщиками, цели в области подготовки персонала, развитие СМК за счет включения в нее механизмов управления затратами на качество и т. д.

Заключение. Если аудиторы сделали вывод о наличии несоответствия требованиям пп. 5.4.1 стандарта ISO 9001 ТОЛЬКО на основании того, что перед каким-то одним подразделением не поставили целей в области качества, то этот вывод не обоснован.  Если же перед этим подразделением ДОЛЖНЫ были поставить цели, но не поставили, то зафиксированное несоответствие обосновано.


© Сертиком,
2006-2012
Главная | Предлагаемые услуги | Системно-процессное управление | Практические рекомендации - ISO 9001 | Полезная информация | НАССР - пищевая отрасль | О сертификации | Наши клиенты | Интересные сайты |